О скандинавской мифологии известно
сравнительно много. Основным источником этих сведений является «Старшая Эдда» —свод
древнейших мифов и «Младшая Эдда» — литературно обработанное собрание тех же мифов и саг,
созданное скальдом Снорри Стурлусоном в 13 веке. Также известна принадлежащая тому же автору
хроника «Хеймскрингла». Христианизация Исландии произошла в 1000, и древняя мифология
трактована Снорри отчасти как историческая аллегория. В то же время датский хронист Саксон
Грамматик в «Деяниях датчан» передаёт многие мифологические сюжеты, заменяя богов на королей
и героев.
Мир скандинавской мифологии составляют две проекции.
Горизонтальная построена на противопоставлении обитаемого людьми и
занимающего центральную, освоенную часть земли Мидгарда, и каменистой
и холодной окраине земли Утгарда, а также находящемуся вокруг земли
океану, где живёт змей Ермунганд. На севере расположено царство
мёртвых — хель. Вертикальная проекция представлена мировым древом —
ясенем Иггдрасиль. Оно связывает землю, где живут люди, с небом,
где живут боги и расположен рай для павших воинов — вальхалла, а
также с подземным царством мёртвых - хелем.
Во временном аспекте скандинавская мифология делится на мифы
творения и конца мира. Мир возникает из воды и огня с холодом и
погибает от пожара и наводнения, так что соблюдается свеобразная
симметрия.
Скандинавскую мифологию трудно отделить от эпоса. Фактически все
источники её эпические, а мифологическая система не представлена
явно, её нужно выделять искусственно.